«Земля на
зёрнышке стоит»
Цель:
показать
истинную цену хлебу, воспитывать у учащихся бережное
отношение к нему, прививать уважение к нелегкому, но
почетному труду хлебороба.
Ход
мероприятия
Ведущий:
Дороже
и злата, и соболя
Он – всем и всему
голова.
У хлеба значенье особое:
Державные держит права
И так повелось это исстари!
Изба пирогами красна,
Хлеб – наиглавнейшая
исповедь
Пред жизнью во все
времена.
Испокон веков хлеб был не простой едой. Он был мерилом не
только общественного благосостояния, но и человеческой
совести. Хлебом – солью встречали друзей. За хлеб бились с
врагом насмерть. Хлебом, как именем матери, клялись. Хлеб
был продуктом, вызывающим особое, можно сказать, святое
чувство.
Учитель:
Нет,
кажется, на земле человека, который пренебрегал бы хлебом,
не знал его вкуса, не дорожил им. У нас хлеб, как и в
далекие времена – всему голова. Вот он лежит перед нами во
всем многообразии, от сухаря, до пышного каравая, лежит,
словно одушевленный верой поколений в его животворную силу:
румяный, пышущий земной и солнечной энергией.
А
как мы относимся к хлебу? Любовно? Бережно? Или может быть
от того, что он нам достается сейчас легко, не очень?
Забежишь в булочную и через минуту выходишь с хлебом! И
сегодня мы будем говорить о хлебе, о хлеборобах.
Ученик:
Если мы хотим
кого – то
Встретить с
честью и почетом,
Встретить
щедро от души,
С уважением
большим,
То гостей
таких встречаем
Пышным,
круглым караваем,
Он на блюдце
расписном
С белоснежным
рушником.
Ведущая:
Поговорим мы
о хлебе
О родном,
неразлучном
И так без
конца,
Все о том же,
насущном,
Что в поте
лица.
«Нет
лучшего в мире цветка, чем пышный колос, нет лучшего сада,
чем пышное поле, нет лучшего аромата, чем запах
свежеиспеченного хлеба, гласит народная мудрость. Исстари
говорят: «Сколько не думай, лучше хлеба не придумаешь».
Учитель:
Ребята,
сегодня в ходе проведения нашего мероприятия мы постараемся
выяснить, какова же истинная ценность хлеба, почему издавна
на Руси называем хлеб – батюшкой, а землю – матушкой,
поклонялись хлебу, как божеству, считали его святым?
Мы –
народ с богатой культурой, традициями. В русском фольклоре
много пословиц и поговорок о хлебе, в которых нам народ
заключал всю свою мудрость и передавал ее из поколения в
поколение.
Ребята, я попросила вас провести исследовательскую работу и
постараться найти как можно больше пословиц и поговорок. Вы
провели большую работу и сейчас давайте поразмышляем над тем,
какой смысл вложил народ в них?
-
Что народ хотел сказать этой пословицей?
-
К чему призывает?
-
Чему учит?
-
В чем мудрость?
А вот
фразеологические обороты, в состав которых входит слово ХЛЕБ.
-
А что такое фразеологический оборот?
-
Как вы понимаете эти слова:
Даром хлеб
есть (Жить напрасно, без пользы)
Хлеб да соль!
(Приятного, хорошего аппетита).
Конечно же,
на одном уроке нам не вспомнить всех пословиц и поговорок,
но мы можем сказать, что все они учат нас ценить, беречь,
дорожить хлебом.
Монтаж о хлебе:
1
ученик:
Богата нивами
Россия,
Наш хлеб, о
нем мои слова.
Он слава
Родины и сила
Всему он в
жизни голова.
Наш хлеб,
О нем мои
слова.
Идет уборка,
сроки сжаты,
И вижу я, и
видишь ты:
Темп и
динамика на жатве,
И нет в
работе суеты.
Хлеб
полновесный убран будет,
Коль в
закрома ему пора.
Ты посмотри,
Какие люди,
какие чудо – мастера!
2
ученица:
Богата нивами
Россия
Наш хлеб, о
нем мои слова.
Он слава
Родины и сила,
Всему он в
жизни голова.
Наш хлеб, о
нем мои слова.
Он пахнет
солнцем и цветами.
Он пахнет
утренней росой.
Какими
добрыми руками
Добыт он,
друг, для нас с тобой.
И как он
вкусен,
Как он сладок,
Извечный дар
родных полей,
Когда его в
семье достаток,
Тогда и
радость у людей.
3
ученик:
Богата нивами
России.
Нам хлеб, о
нем мои слова.
Он слава
Родины и сила,
Всему он в
жизни голова,
Наш хлеб,
О нем мои
слова.
Учитель:
Да,
много стихов и песен сложено о хлебе. А как в ваших семьях
относятся к хлебу? Расскажите.
(Рассказы детей)
Да,
нелегкой ценой достается хлеб. Но я думаю, что ваши родители
учат вас ценить труд хлебороба и бережно относиться к хлебу.
Я
желаю вам, чтоб в каждом доме на столе был дешевый кусок
хлеба, даже самый вкусный, аппетитный белый каравай. Но тем
нам он и дорог, что он дешев по цене, но бесценен по тому
труду, который в него вложен.
Ведущая:
Колосья пшеницы наливаются тугой спелостью, клоня к земле
непокрытые головки. В золотом душном Мареве плывет комбайн,
медленно вбирая в себя звонкое зерно. Мама – перепелка
суетливо поторапливает малышей – несмышленышей, переводит их
в безопасное место. Идиллия – для человека непосвященного, а
для крестьянина – труд, приносящий радость.
О труде
хлебороба
Все колосья
поют –
Значит, это
особый,
Замечательный
труд.
И живут не
случайно
Среди наших
друзей
Капитаны
комбайнов,
Адмиралы
полей.
Монтаж о труде хлебороба
1
ученик:
Хлеб – не волшебник, но все может. Мы еще спим в своих
постелях, а машины с крытыми кузовами, на которых написано
это самое слово «хлеб», развозят его по магазинам. В
утреннюю свежесть воздуха вплетается непередаваемо
живительный и сладостный запах теплого хлеба. И все это
зависит прежде всего от хлебороба.
2
ученик:
Поклонимся же ему и будем честны и совестливы перед его
великим подвигом, великим и скромным одновременно; перед
тем, как выйти из булочной с батоном или кирпичиком хлеба,
еще раз вспомним о руках, посеявших, вырастивших этот хлеб и
положивших его на стол.
3
ученик:
А
заодно будем всегда помнить мудрое изречение, пришедшее к
нам из глубин веков, рожденное народным опытом: «Да отсохнет
рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба».
Ведущая:
Святое дело вырастить хлеб. Из зернышка пшеницы можно
получить около 20 мг муки 1 сорта. Для выпечки 1 батона
необходимо 10 000 зерен, а сколько необходимо, чтобы
накормить весь народ?
Ученица:
Говорила
бабушка, мама говорила:
Хлеб – наше
богатство, в хлебе наша сила.
Но мальчишки
в школе с этим не считаются.
И в столовой
корками хлебными бросаются,
А я хлеба ни
за что не брошу
Потому что
хлеб наш вкусный и хороший.
Потому что
много стоило труда,
Чтобы хлеб
наш вкусный был у нас всегда.
Учитель:
Очень много слов в русском языке, корнем которых является
слово хлеб. А знаете ли вы, что раньше на Руси хлеб называли
ЖИТО? Подберите однокоренные слова к слову ЖИТО – ЖИЗНЬ.
Действительно, хлеб – это жизнь.
Особенно ценен был хлеб в годы Великой Отечественной
Войны.Он замешан на великом труде, на слезах матерей. Хлеб,
ковавший победу.
Ученица:
Совсем недавно мне в библиотеке на глаза попалась книга о
Великой Отечественной войне, сначала я заинтересовалась
иллюстрациями, а потом меня потрясли факты из жизни жителей
осаждаемого немцами Ленинграда, поразило их мужество и
стойкость.
(На фоне музыки)
125 блокадных
грамм
С огнем и
кровью пополам.
В
историческом музее Санкт – Петербурга хранится кусочек
заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был дневной
паек для жителей осажденного немцами города. А людям нужно
было работать, жить, нужно выжить – назло фашистам. И
ленинградцы жили, творили, дрались за победу!
Как далекий, страшный сон военные годы, когда нечего было не
только одеть, обуть, но и поесть.
Зато сейчас наша жизнь – полная чаша.
Вот
он, хлебушка душистый,
С хрусткой
корочкой, витой,
Вот
он –
Теплый,
золотой,
Словно
солнцем налитой!
Ведущая:
К
хлебу у нас на Руси всегда относились как к Божьему
благословению. Сказать о хлебе худое слово считалось
святотатством. Сорить хлебом – грехом. Крошки хлеба не
пропадало за трапезой. И как бы ни было мало дитя, если
бросит крошку хлеба, старший непременно проучит, стукнет
деревянной ложкой по лбу: «Не греши!».
Ученик:
Подбираю
крошки хлеба,
Низкий им
поклон.
С детских лет
горячим хлебом
Я заворожен.
Собирал и я
колосья и снопы вязал
Но в стихах
еще об этом я не рассказал.
С переметною
сумою, потупляя взор
Я бродил в
полях осенних по ущельям гор
А теперь,
едва проснувшись,
В доме
городском:
«Хлеб горячий,
хлеб горячий»,-
Слышу
за углом.
Это
бедных лет привычка,
Иль
святой закон
Подбираю
крошки хлеба
Низкий
им поклон.
Учитель:
Наше
мероприятие подходит к концу, и пусть итогом послужит наше
обращение к сверстникам. Давайте выведем закон бережного
отношения к хлебу:
-
Что нужно, чтобы хлеб
сберечь?
-
Знай цену хлеба!
В него вложен
труд сотен людей!
Хлеб
к обеду в меру бери!
Хлеб
– богатство, им не сори!
Помни!
Хлеб – богатство страны.
Береги
каждую крошку хлеба!
Учитель:
Так
повелось на моей земле
Из
года в год, из рода в род – веками.
Тот
хлеб, что в каждом доме на столе
Согрет
был человечьими руками.
Он
их теплом, он их добром пропах,
И песней той,
что жаворонком спета,
Под
синим небом, в золотых хлебах,
В июльский
полдень солнечного лета.
Пройдется
пахарь утром по жнивью,
И сыну,
указав рукой, на поле негромко молвит:
«Ты поклонись
ему, как матери, как
Нашей
общей доле».
Ты
вырастишь через много лет
Опять
сюда вернешься на рассвете
И скажешь: «Ничего
интересней нет,
Чем
теплый хлеб, на этом белом хлебе.
К вам
обращаюсь, сыновья,
Мои или чужие.
Отчизна, хлеб,
любовь, семья –
Понятия
святые.
Ребята, я благодарю Вас за участие в нашем творческом деле,
верю в то, что правила, которые мы вывели, помогут вам
ценить хлеб и вы будете им следовать всегда.
|