«Земля на зёрнышке стоит»

 

Цель: показать истинную цену хлебу, воспитывать у учащихся бережное отношение к нему, прививать уважение к нелегкому, но почетному труду хлебороба.

 

Ход мероприятия

 

Ведущий:

Дороже и злата, и соболя

Он – всем и всему голова.

У хлеба значенье особое:

Державные держит права

И так повелось это исстари!

Изба пирогами красна,

Хлеб – наиглавнейшая исповедь

Пред жизнью во все времена.

         Испокон веков хлеб был не простой едой. Он был мерилом не только общественного благосостояния, но и человеческой совести. Хлебом – солью встречали друзей. За хлеб бились с врагом насмерть. Хлебом, как именем матери, клялись. Хлеб был продуктом, вызывающим особое, можно сказать, святое чувство.

       Учитель:

        Нет, кажется, на земле человека, который пренебрегал бы хлебом, не знал его вкуса, не дорожил им. У нас хлеб, как и в далекие времена – всему голова. Вот он лежит перед нами во всем многообразии, от сухаря, до пышного каравая, лежит, словно одушевленный верой поколений в его животворную силу: румяный, пышущий земной и солнечной энергией.

           А как мы относимся к хлебу? Любовно? Бережно? Или может быть от того, что он нам достается сейчас легко, не очень? Забежишь в булочную и через минуту выходишь с хлебом! И сегодня мы будем говорить о хлебе, о хлеборобах.

        Ученик:

Если мы хотим кого – то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Пышным, круглым караваем,

Он на блюдце расписном

С белоснежным рушником.

        Ведущая:

Поговорим мы о хлебе

О родном, неразлучном

И так без конца,

Все о том же, насущном,

Что в поте лица.

         «Нет лучшего в мире цветка, чем пышный колос, нет лучшего сада, чем пышное поле, нет лучшего аромата, чем запах свежеиспеченного хлеба, гласит народная мудрость. Исстари говорят: «Сколько не думай, лучше хлеба не придумаешь».

 

 

        Учитель:

         Ребята, сегодня в ходе проведения нашего мероприятия мы постараемся выяснить, какова же истинная ценность хлеба, почему издавна на Руси называем хлеб – батюшкой, а землю – матушкой, поклонялись хлебу, как божеству, считали его святым?

         Мы – народ с богатой культурой, традициями. В русском фольклоре много пословиц и поговорок о хлебе, в которых нам народ заключал всю свою мудрость и передавал ее из поколения в поколение.

           Ребята, я попросила вас провести исследовательскую работу и постараться найти как можно больше пословиц и поговорок. Вы провели большую работу и сейчас давайте поразмышляем над тем, какой смысл вложил народ в них?

-          Что народ хотел сказать этой пословицей?

-          К чему призывает?

-          Чему учит?

-          В чем мудрость?

А вот фразеологические обороты, в состав которых входит слово ХЛЕБ.

-          А что такое фразеологический оборот?

-          Как  вы понимаете эти слова:

Даром хлеб есть (Жить напрасно, без пользы)

Хлеб да соль! (Приятного, хорошего аппетита).

Конечно же, на одном уроке нам не вспомнить всех пословиц и поговорок, но мы можем сказать, что все они учат нас ценить, беречь, дорожить хлебом.

 

                          Монтаж о хлебе:

       1 ученик:

Богата нивами Россия,

Наш хлеб, о нем мои слова.

Он слава Родины и сила

Всему он в жизни голова.

Наш хлеб,

О нем мои слова.

Идет уборка, сроки сжаты,

И вижу я, и видишь ты:

Темп и динамика  на жатве,

И нет в работе суеты.

Хлеб полновесный убран будет,

Коль в закрома ему пора.

Ты посмотри,

Какие люди, какие чудо – мастера!

        2 ученица:

Богата нивами Россия

Наш хлеб, о нем мои слова.

Он слава Родины и сила,

Всему он в жизни голова.

Наш хлеб, о нем мои слова.

Он пахнет солнцем и цветами.

Он пахнет утренней росой.

Какими добрыми руками

Добыт он, друг, для нас с тобой.

И как он вкусен,

Как он сладок,

Извечный дар родных полей,

Когда его в семье достаток,

Тогда и радость у людей.

       3 ученик:

Богата нивами России.

Нам хлеб, о нем мои слова.

Он слава Родины и сила,

Всему он в жизни голова,

Наш хлеб,

О нем мои слова.

         Учитель:

        Да, много стихов и песен сложено о хлебе. А как в ваших семьях относятся к хлебу? Расскажите.

                                 (Рассказы детей)

        Да, нелегкой ценой достается хлеб. Но я думаю, что ваши родители учат вас ценить труд хлебороба и бережно относиться к хлебу.

         Я желаю вам, чтоб в каждом доме  на столе был дешевый кусок хлеба, даже самый вкусный, аппетитный белый каравай. Но тем нам он и дорог, что он дешев по цене, но бесценен по тому труду, который в него вложен.

       Ведущая:

        Колосья пшеницы наливаются тугой спелостью, клоня к земле непокрытые головки. В золотом душном Мареве плывет комбайн, медленно вбирая в себя звонкое зерно. Мама – перепелка суетливо поторапливает малышей – несмышленышей, переводит их в безопасное место. Идиллия – для человека непосвященного, а для крестьянина – труд, приносящий радость.

О труде хлебороба

Все колосья поют –

Значит, это особый,

Замечательный труд.

И живут не случайно

Среди наших друзей

Капитаны комбайнов,

Адмиралы полей.

 

                  Монтаж о труде хлебороба

         1 ученик:

          Хлеб – не волшебник, но все может. Мы еще спим в своих постелях, а машины  с крытыми кузовами, на которых написано это самое слово «хлеб», развозят его по магазинам. В утреннюю свежесть воздуха вплетается непередаваемо живительный и сладостный запах теплого хлеба. И все это зависит прежде всего от хлебороба.

        2 ученик:

         Поклонимся же ему и будем честны и совестливы перед его великим подвигом, великим и  скромным одновременно; перед тем, как выйти из булочной с батоном или кирпичиком хлеба, еще раз вспомним о руках, посеявших, вырастивших этот хлеб и положивших его на стол.

          3 ученик:

           А заодно будем всегда помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубин веков, рожденное народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба».

 

 

 

        Ведущая:

         Святое дело вырастить хлеб. Из зернышка пшеницы можно получить около 20 мг муки 1 сорта. Для выпечки 1 батона необходимо 10 000 зерен, а сколько необходимо, чтобы накормить весь народ?

        Ученица:

Говорила бабушка, мама говорила:

Хлеб – наше богатство, в хлебе наша сила.

Но мальчишки в школе с этим не считаются.

И в столовой корками хлебными бросаются,

А я хлеба ни за что не брошу

Потому что хлеб наш вкусный и хороший.

Потому что много стоило  труда,

Чтобы хлеб наш вкусный был у нас всегда.

         Учитель:

          Очень много слов в русском языке, корнем которых является слово хлеб. А знаете ли вы, что раньше на Руси хлеб называли ЖИТО? Подберите однокоренные слова к слову ЖИТО – ЖИЗНЬ. Действительно, хлеб – это жизнь.

          Особенно ценен был хлеб в годы Великой Отечественной Войны.Он замешан на великом труде, на слезах матерей. Хлеб, ковавший победу.

        Ученица:

         Совсем недавно мне в библиотеке на глаза попалась книга о Великой Отечественной войне, сначала я заинтересовалась иллюстрациями, а потом меня потрясли факты из жизни жителей осаждаемого немцами Ленинграда, поразило их мужество и стойкость.

                                 (На фоне музыки)

125 блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

         В историческом музее Санкт – Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был дневной паек для жителей осажденного немцами города. А людям нужно было работать, жить, нужно выжить – назло фашистам. И ленинградцы жили, творили, дрались за победу!

           Как далекий, страшный сон военные годы, когда нечего было не только одеть, обуть, но и поесть.

          Зато сейчас наша жизнь – полная чаша.

Вот он, хлебушка душистый,

С хрусткой корочкой, витой,

Вот он –

Теплый, золотой,

Словно солнцем налитой!

           Ведущая:

            К хлебу у нас на Руси всегда относились как к Божьему благословению. Сказать о хлебе худое слово считалось святотатством. Сорить хлебом – грехом. Крошки хлеба не пропадало за трапезой. И как бы ни было мало дитя, если бросит крошку хлеба, старший непременно проучит, стукнет деревянной ложкой по лбу: «Не греши!».

           Ученик:

Подбираю крошки хлеба,

Низкий им поклон.

С детских лет горячим хлебом

Я заворожен.

Собирал и я колосья и снопы вязал

Но в стихах еще об этом я не рассказал.

С переметною сумою, потупляя взор

Я бродил в полях осенних по ущельям гор

А теперь, едва проснувшись,

В доме городском:

«Хлеб горячий, хлеб горячий»,-

Слышу за углом.

Это бедных лет привычка,

Иль святой закон

Подбираю крошки хлеба

Низкий им поклон.

         Учитель:

Наше мероприятие подходит к концу, и пусть итогом послужит наше обращение к сверстникам. Давайте выведем закон бережного отношения к хлебу:

-          Что нужно, чтобы хлеб сберечь?

-          Знай цену хлеба!

В него вложен труд сотен людей!

Хлеб  к обеду в меру бери!

Хлеб – богатство, им не сори!

Помни! Хлеб – богатство страны.

Береги каждую крошку хлеба!

        Учитель:

Так повелось на моей земле

Из года в год, из рода в род – веками.

Тот хлеб, что в каждом доме на столе

Согрет был человечьими руками.

Он их теплом, он их добром пропах,

И песней той, что жаворонком спета,

Под синим небом, в золотых хлебах,

В июльский полдень солнечного лета.

Пройдется пахарь утром по жнивью,

И сыну, указав рукой, на поле негромко молвит:

«Ты поклонись ему, как матери, как

Нашей общей доле».

Ты вырастишь через много лет

Опять сюда вернешься на рассвете

И скажешь: «Ничего интересней нет,

Чем теплый хлеб, на этом белом хлебе.

К вам обращаюсь, сыновья,

Мои или чужие.

Отчизна, хлеб, любовь, семья –

Понятия святые.

           Ребята, я благодарю Вас за участие в нашем творческом деле, верю в то, что правила, которые мы вывели, помогут вам ценить хлеб и вы будете им следовать всегда.

Hosted by uCoz