Пояснительная записка.

 

             Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми  людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для этого классный руководитель может воспользоваться программой индивидуального развития ребёнка.

             Младший  школьный возраст—это самоценный период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в это время ребёнок осознаёт отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива, хороший ученик; начинает интересоваться и разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках. Он начинает задумываться над своим « я», т.е. вступает в сознательную фазу, когда изменяется весь строй личности ребёнка.

              Педагог как руководитель классного коллектива реализует свои функции относительно всего класса  в целом и каждого ученика в отдельности. Воспитательные задачи классный руководитель решает в соответствии с учётом возраста детей и взаимоотношений внутри класса, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ученика.

             Основным критерием результативности деятельности классного руководителя является содействие саморазвитию личности , реализации творческих способностей, обеспечение социальной защиты , создание необходимых условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.

 

Актуальность программы.

 

                    Все методические и практические материалы решают актуальные проблемы начальной школы: адаптация первоклассников к обучению в школе, развитие учебно- познавательной мотивации учащихся, безопасность и сохранение здоровья, психологическая подготовка учащихся 4 класса к переходу в среднее звено школы и др.

             Диагностические исследования, которые проводит классный руководитель начальной школы, необходимы для организации целенаправленной и эффективной индивидуальной работы с учащимися класса. Индивидуальная работа осуществляется с учётом особенностей развития ребёнка, специфики его семейного воспитания, уровня воспитанности.

 

 

 Научная обоснованность программы.

 

               Материалы ориентированы на практическую деятельность: даются подробные описания диагностических методик, методы наблюдения, анкеты, тесты и т.д. Теоретические материалы представлены на доступном учителю уровне и адаптированы для каждодневной учебно-воспитательной деятельности. Причём все материалы— и практические, и теоретические – соотнесены требованиями развития общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

 

Направленность и уровень программы.

 

      Классный руководитель сегодня – это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека:

·       духовным посредником между обществом и ребенком в усвоении основ человеческой культуры;

·       заинтересованным организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива;

·        неравнодушным наблюдателем за индивидуальным развитием школьника с целью создания благоприятных условий для формирования его личности;

·       помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности;

·       создателем благоприятной развивающей микросреды и благоприятного морально-психологического климата в классе, организующим для этого необходимые воспитательные воздействия с учетом индивидуальности своего класса;

·     координатором усилий педагогов, семьи – словом, всех воспитывающих сил общества, влияющих на становление и развитие личности воспитанников.

 

       Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе, основным механизмом организации индивидуального подхода к воспитанникам, одним из решающих элементов организуемого воспитательного процесса.

      Основное назначение классного руководства обусловлено современной задачей, которую ставит перед собой общество – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования.

                 Круг функциональных обязанностей классного руководителя в начальной школе включает:

§       организацию деятельности классного коллектива;

§       организацию учебной деятельности всего класса и    отдельных учащихся;

§       организацию жизни класса во внеучебное время;

§       изучение и воспитание личности;

§       работа с родителями.

 

      В своей  работе с детским коллективом я использую различные методы и формы воспитания. Для изучения особенностей детского коллектива большое значение имеет диагностика. Диагностические исследования  - это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика. Наиболее информативными методами диагностики являются:

u    беседа;

u    наблюдение;

u    анкетирование;

u    тестирование. 

 

Цель программы:

 

                   Создание условий для формирования духовно – развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции.

 

Основные задачи программы:

 

1)   выявление склонностей и дарований, развитие их в соответствии с индивидуальными особенностями школьника, его способностями и возможностями;

2)   развитие интеллекта, познавательных возможностей, склонностей и дарований ученика;

3)   формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведение;

4)   формирование целостного представления о природе, обществе, человеке.

 

Направления программы.

 

1.    Здоровье.

2.    Интеллект.

3.    Я среди людей.

4.    Я и моя Родина.

5.     Досуг.

Каждое направление предусматривает свои задачи и свою картотеку проведения занятий.    

 

   Ожидаемые конечные результаты:

 

·       развитие общеучебных умений ребенка;

·       развитие и совершенствование интеллектуальных умений;

·       развитие эмоционально-волевой сферы;

·       формирование положительной « Я-концепции»;

·       развитие мотивационно – потребностной  сферы;

·       обновление содержания воспитательной и диагностической работы.

 

Программа «Здоровье»

 

Задачи программы:

 

O Создание условий для полноценного физического развития школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

O Воспитание уважения к людям, занимающимся спортом, стремящимся к здоровому образу жизни.

O Воспитание уважительного отношения к одноклассникам, занимающимся спортом.

O Воспитание сознательного отношения к сохранению собственного здоровья, стремления к выполнению режима дня, правильному питанию, интереса и привычки к регулярным занятиям спортом.

 

 

 

Формы, методы и приёмы работы:

 

u   Беседы о здоровом образе жизни, режиме дня.

u   Предновогодняя спортландия

u   Заочные путешествия в мир спорта.

u   Зимние и весенние спортивные спартакиады.

u   Спортивные викторины.

u   Классные часы и родительские собрания с приглашением врача.

u   Посещение бассейна.

u   Наблюдения во время занятий, на переменах, во время игр и т.д.

 

 

 

 

 

Программа «Интеллект»

 

Задачи программы:

 

O Изучение и развитие интеллектуальных способностей учащихся.

O Создание условий для формирования мотивации учения.

O Развитие учебных интересов, умений учащихся средствами внеклассной работы.

O Воспитание уважительного отношения к одноклассникам, достигшим высоких учебных результатов собственным трудом.

O Воспитание стремления стать образованным и культурным человеком, способным в пол ной мере реализовать свой интеллектуальный потенциал.

O Развитие читательского интереса и читательских умений учащихся.

O Средствами внеклассной работы развитие творческих и исследовательских способностей.

 

 

 

Формы, методы и приёмы работы:

 

u   Интеллектуальные марафоны.

u   Предметные олимпиады.

u   Клуб «Что? Где? Когда?»

u   Читательские конференции.

u   По страницам календаря.

u   Интерактивные игры.

u   Защита проектов «Мои увлечения»

 

 

Программа «Я среди людей»

 

Задачи программы:

 

O   Воспитание у школьников потребности соотносить свои интересы и желания с интересами другого человека.

O   Воспитание гражданской позиции, отстаивать свои интересы цивилизованным путем.

O   Формирование волевых качеств личности, ответственности и самоконтроля в общении.

 

 

 

Формы, методы и приёмы работы:

 

u   Интерактивные игры.

u   Часы общения.

u   Нравственные беседы.

u   «Моя семья».

u   Забота о пожилых.

 

Программа «Я и моя Родина»

 

Задачи программы:

 

O Воспитание патриотизма и интернационализма, терпимости и уважительного отношения к людям, проживающим на территории Родины.

O Воспитание уважительного отношения к людям различных национальностей, заслуживших уважение и память России.

O Трудовые десанты, субботники, трудовые акции и проекты.

O Знакомство с народными ремеслами, профессиями сельского хозяйства.

 

 

 

Формы, методы и приёмы работы:

 

u   Заочные путешествия в прошлое своей Родины.

u   Конкурсы рассказов и стихов о Родине.

u   Конкурс рисунков « Я и моя Родина».

u   Классные часы с участием родителей.

u   Защита рефератов «Профессии моих родителей»

 

 Программа «Досуг»

 

Задачи программы:

 

O Формирование потребности учащихся участвовать в коллективных творческих делах класса и школы.

O Воспитание нетерпимого отношения к вредным привычкам.

O Воспитание стремления к интересно полезному времяпрепровождению.

O   Демонстрация средствами  внеклассных  мероприятий интересов и достижений учащихся,  их талантов и творческих способностей.

O   Воспитание эстетического вкуса, потребности в достойном поведении в повседневной деятельности.

O   Соблюдение этикета, наличие тактичности и деликатности в отношениях с родными и близкими, а также с другими людьми.

 

 

 

Формы, методы и приёмы работы:

u   Праздник добрых дел.

u   Творческие конкурсы.

u   Походы на природу.

u   Походы в музеи, театры, на выставки.

u   Встречи с людьми искусства.

u   Беседы «О душевной красоте и не только»

u   Библиотечные уроки.

 

 

 

 

 

Текущие результаты

реализации программы

индивидуального развития ребёнка

«Я – личность».

 

                                                         «Во всём мне хочется дойти

                                                              До самой сути:

                                                    В работе, в поисках пути,

                                                                       В сердечной смуте,

                                                              До сущности протёкших дней,

                                                             до их причин,

                                                       До оснований, до корней,

                                                                   До сердцевины…»

                         Б.Пастернак

( . . . )

Дата рождения: 26.09.2001

В первый класс поступил в 2008 году. В данный момент учится

во 2 «Б» классе МОУ «СОШ №10» г. Чебоксары.

Семья  обеспеченная. У ( . . . ) есть старший брат и младшая сестрёнка. Отношения между членами семьи хорошие, дружелюбные. Родители своим детям во всём помогают.

                ( . . . ) посещает Музыкальную школу и спортивный клуб «Такуан».

 

«Здоровье»

               ( . . . ) – здоровый мальчик, рост и вес соответствует возрасту, нет нарушений движения. Он занимается каратэ. Часто участвует в спортивных соревнованиях. Кроме того они всей семьёй участвуют и во  внешкольных соревнованиях («Кросс наций», «Папа, мама, я – спортивная семья» и др.)

9.05.2008 г. на Первенстве ДЮСК «Такуан» по Кёкусинкай (кумите) среди детей 7 лет, посвященному Дню Победы в Великой Отечественной войне, занял 2-е место.

7.01.2009 г. в первенстве г. Чебоксары по Кёкусинкай (кумите) среди детей 7 лет в весовой категории свыше 25 кг, занял 1-е место.

28.05.2009 г. на Первенстве ЧРОО ДЮСК «Такуан» по Кёкусинкай (кумите) среди детей 7 лет, посвященному Дню Победы в Великой Отечественной войне, занял 1-е место.

 

«Интеллект»

                 ( . . . ) учится на «4» и «5». Он активный участник многих мероприятий и конкурсов. Добивается  хороших результатов, имеет дипломы и грамоты школы, района.

                1 класс:

·       Школьный конкурс, посвящённый «Празднику Весны» -2-е место;

·       В рамках «Недели начальных классов» победил в номинации «Самый активный читатель»;

·       В рамках «Недели начальных классов» в олимпиаде по окружающему миру – 2-е место;

·       Интеллектуально – развлекательная программа «Мы – космонавты» - 1-е место;

·       Принимал участие в городском шашечном турнире «STEP»;

·       Принимал участие в Большой олимпиаде школьников «Радиус» секция «Незнайка – эрудит»;

·       Принимал участие во Всероссийской игре – конкурсе по информатике «Инфознайка»;

·       Принимал участие в различных конкурсах детского журнала «КУЧА МАЛА» (печатались работы).

              2 класс:

·       Конкурс рисунков, посвящённый 80-летию лётчика – космонавта А.Г.Николаева, «Славный сын Чувашского народа» - 3-е место;

·       Активный участник конкурса «Золотой голосок» и др.

 

 

«Я среди людей»

 

Методика "Какой Я?"

 

                  Эта методика предназначается для определения самооценки ребёнка. Экспериментатор, пользуясь протоколом, спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным по­ложительным качествам личности. Оценки, проставляются в соответ­ствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

Оценка результатов:

«ДА» - 1 балл, «НЕТ» - 0 баллов, «ИНОГДА» и «НЕ ЗНАЮ» - 0,5 баллов.

Самооценка ребёнка оп­ределяется по общей сумме баллов, набранной им по всем каче­ствам личности.

Выводы об уровне самооценки

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

 

№ п\п

Качества личности

Оценки по шкале

да

нет

иногда

не знаю

1

Хороший

Х

 

 

 

2

Добрый

Х

 

 

 

3

Умный

Х

 

 

 

4

Аккуратный

 

 

Х

 

5

Послушный

 

 

 

Х

6

Внимательный

 

 

 

Х

7

Вежливый

 

 

Х

 

8

Способный

Х

 

 

 

9

Трудолюбивый

 

 

Х

 

10

Честный

 

 

Х

 

Итого получается 7 баллов.

 

Методика «Лесенка»

Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.

 

             Лесенка

                   Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки. На второй - чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.

На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступеньке.)

Обработка результатов:

1-3 ступенька - низкий уровень самооценки (заниженная);

4-7 ступенька - средний уровень самооценки (правильный);

8-10 ступенька - высокий уровень самооценки (завышенная).

 

Как мы видим, у ( . . . ) правильная самооценка (средний уровень).

 

Оценка за вежливость

Следует ответить на 5 вопросов. Отвечать «ДА» или «НЕТ». Подсчитать ответы «ДА» - это и будет оценка за вежливость.

 

№ п/п

Вопросы

Ответы «ДА» или «НЕТ»

1

Всегда ли ты уступаешь место в транспорте?

ДА

2

Всегда ли ты стоишь в очереди?

НЕТ

3

Говоришь ли ты маме «Спасибо», когда встаёшь из-за стола или надеваешь выглаженную ею рубашку?

ДА

4

Всегда ли тактично ведёшь себя с одноклассниками?

НЕТ

5

Всегда ли ты проявляешь внимание и чуткость к своим одноклассникам?

ДА

Оценка за вежливость – «3»

          

              ( . . . ) легко устанавливает дружеские отношения со сверстниками. Успешно участвует в коллективной игре, проявляет качества лидера.

 

«Я и моя Родина»

 

Ранжирование

Этот метод позволяет выявить степень личной значимости каких-либо слов для учеников. Ученик по очерёдности записывает 10 существительных, отражающих социальные ценности.

Никита ранжировал слова так: природа, человек, дом, семья, деньги, спорт, еда, школа,  игры, книга.

 

«Досуг»

 

Любимые занятия ( . . . ) : играть в футбол, баскетбол, петь, слушать музыку, ходить в походы, участвовать в различных конкурсах и соревнованиях.

 Заключение.

                                             Воспитание направляет

                                              развитие, оно – главная

                                          сила в формировании

                    личности.

С.Л. Рубинштейн

 

                   Педагог не передает готовые образцы нравственной и любовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с младшими товарищами. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни, их исследование в конкретных видах деятельности, в общении и составляет, таким образом, содержание воспитательного процесса. Только в творческом сотрудничестве со взрослыми ребенок обеспечен «необходимым педагогическим» руководством, не отторгает, а принимает его как условие успешности достижения своих целей, решения своих проблем.

 

 

 
Hosted by uCoz