Пояснительная
записка.
Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся,
взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми,
особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для
этого классный руководитель может воспользоваться программой
индивидуального развития ребёнка.
Младший школьный возраст—это самоценный период, наиболее
благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в
это время ребёнок осознаёт отношения между собой и
окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член
классного коллектива, хороший ученик; начинает
интересоваться и разбираться в общественных явлениях,
мотивах поведения, нравственных оценках. Он начинает
задумываться над своим « я», т.е. вступает в сознательную
фазу, когда изменяется весь строй личности ребёнка.
Педагог как руководитель классного коллектива реализует свои
функции относительно всего класса в целом и каждого ученика
в отдельности. Воспитательные задачи классный руководитель
решает в соответствии с учётом возраста детей и
взаимоотношений внутри класса, учитывая при этом
индивидуальные особенности каждого ученика.
Основным критерием результативности деятельности классного
руководителя является содействие саморазвитию личности ,
реализации творческих способностей, обеспечение социальной
защиты , создание необходимых условий для активизации усилий
детей по решению собственных проблем.
Актуальность
программы.
Все методические и практические
материалы решают актуальные проблемы начальной школы:
адаптация первоклассников к обучению в школе, развитие
учебно- познавательной мотивации учащихся, безопасность и
сохранение здоровья, психологическая подготовка учащихся 4
класса к переходу в среднее звено школы и др.
Диагностические
исследования, которые проводит классный руководитель
начальной школы, необходимы для организации целенаправленной
и эффективной индивидуальной работы с учащимися класса.
Индивидуальная работа осуществляется с учётом особенностей
развития ребёнка, специфики его семейного воспитания, уровня
воспитанности.
Научная
обоснованность программы.
Материалы ориентированы на практическую
деятельность: даются подробные описания диагностических
методик, методы наблюдения, анкеты, тесты и т.д.
Теоретические материалы представлены на доступном учителю
уровне и адаптированы для каждодневной учебно-воспитательной
деятельности. Причём все материалы— и практические, и
теоретические – соотнесены требованиями развития общества и
школы, с реалиями сегодняшнего дня.
Направленность и уровень программы.
Классный руководитель сегодня – это педагог-профессионал,
являющийся для растущего человека:
·
духовным посредником между обществом и
ребенком в усвоении основ человеческой культуры;
·
заинтересованным организатором отношений
сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности
классного коллектива;
·
неравнодушным наблюдателем за индивидуальным
развитием школьника с целью создания благоприятных условий
для формирования его личности;
·
помощником, консультантом в организации
повседневной жизни и деятельности;
·
создателем благоприятной развивающей
микросреды и благоприятного морально-психологического
климата в классе, организующим для этого необходимые
воспитательные воздействия с учетом индивидуальности своего
класса;
·
координатором усилий педагогов, семьи –
словом, всех воспитывающих сил общества, влияющих на
становление и развитие личности воспитанников.
Деятельность классного руководителя является важнейшим
звеном в воспитательной системе, основным механизмом
организации индивидуального подхода к воспитанникам, одним
из решающих элементов организуемого воспитательного процесса.
Основное назначение классного руководства обусловлено
современной задачей, которую ставит перед собой общество –
максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его
неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и
создание условий для нормального духовного, умственного и
физического совершенствования.
Круг функциональных обязанностей классного
руководителя в начальной школе включает:
§
организацию деятельности классного коллектива;
§
организацию учебной деятельности всего класса
и отдельных учащихся;
§
организацию жизни класса во внеучебное время;
§
изучение и воспитание личности;
§
работа с родителями.
В своей
работе с детским коллективом я использую различные методы и
формы воспитания. Для изучения особенностей детского
коллектива большое значение имеет диагностика.
Диагностические исследования - это оценочная практика,
направленная на изучение индивидуально-психологических
особенностей ученика. Наиболее информативными методами
диагностики являются:
u
беседа;
u
наблюдение;
u
анкетирование;
u
тестирование.
Цель программы:
Создание условий для формирования духовно
– развитой, творческой, нравственно и физически здоровой
личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции.
Основные задачи программы:
1)
выявление склонностей и дарований, развитие
их в соответствии с индивидуальными особенностями школьника,
его способностями и возможностями;
2)
развитие интеллекта, познавательных
возможностей, склонностей и дарований ученика;
3)
формирование моральных качеств, черт
характера, навыков и привычек поведение;
4)
формирование целостного представления о
природе, обществе, человеке.
Направления программы.
1.
Здоровье.
2.
Интеллект.
3.
Я среди людей.
4.
Я и моя Родина.
5.
Досуг.
Каждое
направление предусматривает свои задачи и свою картотеку
проведения занятий.
Ожидаемые
конечные результаты:
·
развитие общеучебных умений ребенка;
·
развитие и совершенствование интеллектуальных
умений;
·
развитие эмоционально-волевой сферы;
·
формирование положительной « Я-концепции»;
·
развитие мотивационно – потребностной сферы;
·
обновление содержания воспитательной и диагностической работы.
Программа «Здоровье»
Задачи
программы:
O
Создание условий для полноценного физического
развития школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
O
Воспитание уважения к людям, занимающимся
спортом, стремящимся к здоровому образу жизни.
O
Воспитание уважительного отношения к
одноклассникам, занимающимся спортом.
O
Воспитание сознательного отношения к
сохранению собственного здоровья, стремления к выполнению
режима дня, правильному питанию, интереса и привычки к
регулярным занятиям спортом.
Формы, методы
и приёмы работы:
u
Беседы о здоровом образе жизни, режиме дня.
u
Предновогодняя спортландия
u
Заочные путешествия в мир спорта.
u
Зимние и весенние спортивные спартакиады.
u
Спортивные викторины.
u
Классные часы и родительские собрания с
приглашением врача.
u
Посещение бассейна.
u
Наблюдения во время занятий, на переменах, во
время игр и т.д.
Программа «Интеллект»
Задачи
программы:
O
Изучение и развитие интеллектуальных
способностей учащихся.
O
Создание условий для формирования мотивации
учения.
O
Развитие учебных интересов, умений учащихся
средствами внеклассной работы.
O
Воспитание уважительного отношения к
одноклассникам, достигшим высоких учебных результатов
собственным трудом.
O
Воспитание стремления стать образованным и
культурным человеком, способным в пол ной мере реализовать
свой интеллектуальный потенциал.
O
Развитие читательского интереса и
читательских умений учащихся.
O
Средствами внеклассной работы развитие
творческих и исследовательских способностей.
Формы, методы
и приёмы работы:
u
Интеллектуальные марафоны.
u
Предметные олимпиады.
u
Клуб «Что? Где? Когда?»
u
Читательские конференции.
u
По страницам календаря.
u
Интерактивные игры.
u
Защита проектов «Мои увлечения»
Программа «Я
среди людей»
Задачи
программы:
O
Воспитание у школьников потребности
соотносить свои интересы и желания с интересами другого
человека.
O
Воспитание гражданской позиции, отстаивать
свои интересы цивилизованным путем.
O
Формирование волевых качеств личности,
ответственности и самоконтроля в общении.
Формы, методы
и приёмы работы:
u
Интерактивные игры.
u
Часы общения.
u
Нравственные беседы.
u
«Моя семья».
u
Забота о пожилых.
Программа «Я и моя Родина»
Задачи
программы:
O
Воспитание патриотизма и интернационализма,
терпимости и уважительного отношения к людям, проживающим на
территории Родины.
O
Воспитание уважительного отношения к людям
различных национальностей, заслуживших уважение и память
России.
O
Трудовые десанты, субботники, трудовые акции
и проекты.
O
Знакомство с народными ремеслами, профессиями
сельского хозяйства.
Формы, методы
и приёмы работы:
u
Заочные путешествия в прошлое своей Родины.
u
Конкурсы рассказов и стихов о Родине.
u
Конкурс рисунков « Я и моя Родина».
u
Классные часы с участием родителей.
u
Защита рефератов «Профессии моих родителей»
Программа «Досуг»
Задачи
программы:
O
Формирование потребности учащихся участвовать
в коллективных творческих делах класса и школы.
O
Воспитание нетерпимого отношения к вредным
привычкам.
O
Воспитание стремления к интересно полезному
времяпрепровождению.
O
Демонстрация средствами внеклассных
мероприятий интересов и достижений учащихся, их талантов и
творческих способностей.
O
Воспитание эстетического вкуса, потребности в
достойном поведении в повседневной деятельности.
O
Соблюдение этикета, наличие тактичности и
деликатности в отношениях с родными и близкими, а также с
другими людьми.
Формы, методы
и приёмы работы:
u
Праздник добрых дел.
u
Творческие конкурсы.
u
Походы на природу.
u
Походы в музеи, театры, на выставки.
u
Встречи с людьми искусства.
u
Беседы «О душевной красоте и не только»
u
Библиотечные уроки.
Текущие результаты
реализации программы
индивидуального развития ребёнка
«Я – личность».
«Во всём мне хочется дойти
До самой сути:
В работе, в поисках пути,
В
сердечной смуте,
До сущности протёкших дней,
до их причин,
До
оснований, до корней,
До сердцевины…»
Б.Пастернак
( . . . )
Дата рождения:
26.09.2001
В первый
класс поступил в 2008 году. В данный момент учится
во 2 «Б»
классе МОУ «СОШ №10» г. Чебоксары.
Семья обеспеченная.
У ( . . . ) есть старший брат и младшая сестрёнка. Отношения
между членами семьи хорошие, дружелюбные. Родители своим
детям во всём помогают.
( . . . ) посещает Музыкальную школу и спортивный клуб «Такуан».
«Здоровье»
( . . . ) – здоровый мальчик, рост и вес
соответствует возрасту, нет нарушений движения. Он
занимается каратэ. Часто участвует в спортивных
соревнованиях. Кроме того они всей семьёй участвуют и во внешкольных
соревнованиях («Кросс наций», «Папа, мама, я – спортивная
семья» и др.)
9.05.2008 г.
на Первенстве ДЮСК «Такуан» по Кёкусинкай (кумите) среди
детей 7 лет, посвященному Дню Победы в Великой Отечественной
войне, занял 2-е место.
7.01.2009 г.
в первенстве г. Чебоксары по Кёкусинкай (кумите) среди детей
7 лет в весовой категории свыше 25 кг, занял 1-е место.
28.05.2009 г.
на Первенстве ЧРОО ДЮСК «Такуан» по Кёкусинкай (кумите)
среди детей 7 лет, посвященному Дню Победы в Великой
Отечественной войне, занял 1-е место.
«Интеллект»
( . . . ) учится на «4» и «5». Он активный
участник многих мероприятий и конкурсов. Добивается хороших
результатов, имеет дипломы и грамоты школы, района.
1 класс:
·
Школьный конкурс, посвящённый «Празднику
Весны» -2-е место;
·
В рамках «Недели начальных классов» победил в
номинации «Самый активный читатель»;
·
В рамках «Недели начальных классов» в
олимпиаде по окружающему миру – 2-е место;
·
Интеллектуально – развлекательная программа «Мы
– космонавты» - 1-е место;
·
Принимал участие в городском шашечном турнире
«STEP»;
·
Принимал участие в Большой олимпиаде
школьников «Радиус» секция «Незнайка – эрудит»;
·
Принимал участие во Всероссийской игре –
конкурсе по информатике «Инфознайка»;
·
Принимал участие в различных конкурсах
детского журнала «КУЧА МАЛА» (печатались работы).
2 класс:
·
Конкурс рисунков, посвящённый 80-летию
лётчика – космонавта А.Г.Николаева, «Славный сын Чувашского
народа» - 3-е место;
·
Активный участник конкурса «Золотой голосок»
и др.
«Я среди людей»
Методика "Какой Я?"
Эта
методика предназначается для определения самооценки ребёнка.
Экспериментатор, пользуясь протоколом, спрашивает у ребёнка,
как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным
положительным качествам личности. Оценки, проставляются в
соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в
баллы.
Оценка результатов:
«ДА» - 1 балл, «НЕТ» - 0
баллов, «ИНОГДА» и «НЕ ЗНАЮ» - 0,5 баллов.
Самооценка ребёнка
определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем
качествам личности.
Выводы об уровне самооценки
10 баллов — очень
высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
№ п\п |
Качества личности |
Оценки по шкале |
да |
нет |
иногда |
не
знаю |
1 |
Хороший |
Х |
|
|
|
2 |
Добрый |
Х |
|
|
|
3 |
Умный |
Х |
|
|
|
4 |
Аккуратный |
|
|
Х |
|
5 |
Послушный |
|
|
|
Х |
6 |
Внимательный |
|
|
|
Х |
7 |
Вежливый |
|
|
Х |
|
8 |
Способный |
Х |
|
|
|
9 |
Трудолюбивый |
|
|
Х |
|
10 |
Честный |
|
|
Х |
|
Итого
получается 7 баллов.
Методика
«Лесенка»
Рисуем на листе бумаги лестницу из 10
ступенек.
 
Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней
ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки. На второй -
чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые
хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.
На какую ступеньку
поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступеньке.)
Обработка результатов:
1-3 ступенька - низкий
уровень самооценки (заниженная);
4-7 ступенька -
средний уровень самооценки (правильный);
8-10 ступенька - высокий
уровень самооценки (завышенная).
Как мы видим, у ( . . .
) правильная самооценка (средний уровень).
Оценка за вежливость
Следует ответить на 5
вопросов. Отвечать «ДА» или «НЕТ». Подсчитать ответы «ДА» -
это и будет оценка за вежливость.
№ п/п |
Вопросы |
Ответы «ДА» или «НЕТ» |
1 |
Всегда ли ты
уступаешь место в транспорте? |
ДА |
2 |
Всегда ли ты
стоишь в очереди? |
НЕТ |
3 |
Говоришь ли ты
маме «Спасибо», когда встаёшь из-за стола или
надеваешь выглаженную ею рубашку? |
ДА |
4 |
Всегда ли
тактично ведёшь себя с одноклассниками? |
НЕТ |
5 |
Всегда ли ты
проявляешь внимание и чуткость к своим
одноклассникам? |
ДА |
Оценка за вежливость – «3» |
( . . . )
легко устанавливает дружеские отношения со сверстниками.
Успешно участвует в коллективной игре, проявляет качества
лидера.
«Я и моя
Родина»
Ранжирование
Этот
метод позволяет выявить степень личной значимости каких-либо
слов для учеников. Ученик по очерёдности записывает 10
существительных, отражающих социальные ценности.
Никита
ранжировал слова так: природа,
человек, дом, семья, деньги, спорт, еда, школа, игры, книга.
«Досуг»
Любимые
занятия ( . . . ) : играть в футбол, баскетбол, петь,
слушать музыку, ходить в походы, участвовать в различных
конкурсах и соревнованиях.
Заключение.
Воспитание направляет
развитие, оно – главная
сила в формировании
личности.
С.Л. Рубинштейн
Педагог не передает готовые образцы
нравственной и любовной культуры, а создает, вырабатывает их
вместе с младшими товарищами. Совместный поиск ценностей,
норм и законов жизни, их исследование в конкретных видах
деятельности, в общении и составляет, таким образом,
содержание воспитательного процесса. Только в творческом
сотрудничестве со взрослыми ребенок обеспечен «необходимым
педагогическим» руководством, не отторгает, а принимает его
как условие успешности достижения своих целей, решения своих
проблем.
|